Продолжаем наш экскурс в историю. Вчера мы могли вспомнить, как и что происходило в преддверии первого шоу с названием Royal Rumble, а также повспоминать, как это шоу вообщеоказалось в WWE.
Сегодня мы поговорим о матче, реинкарнацией которого стал Роял-Рамбл.
Батл-роял! Один из самых занятных гиммиковых матчей в рестлинге. Но что более занятно, так это то, что и такой матч нужно серьезно прописывать. И мало кому в истории удавалось это сделать максимально хорошо.
Никто не сможет точно сказать, кто именно изобрел Батл-роял.. Пэт Паттерсон, предложивший идею Royal Rumble в WWE, тоже не скажет.. Черт возьми, такое ощущение, что этот матч был всегда! Если призадуматься, то забросить на ринг несколько рестлеров и заставить их биться каждый сам за себя, — это следующий шаг по придумыванию типов матчей после изобретения командного. Поэтому ориентировочно батл-роялы уходят в глубину истории рестлинга в конец 50х — начало 60х годов.
Точно можно сказать, что настоящий культовый статус такой тип матча приобрел в Калифорнии. Первый батл-роял в Сан Франциско, в Cow Palace прошел 11 ноября 1967 года. В концовке Медвекот Райт удержал Рэя Стивенса и победил в матче. Бой и все шоу стали невероятно успешными, и батл-роялы быстро стали ежегодной ноябрьской традицией. Конечно, данный тип матча проводился по всем США. Однако именно в Калифорнии, в Лос Анджелесе, этот матч привлекал внимание действительно всего мира. Этот матч стал синонимичен арене, где он проводился — Олимпийскому Аудиториуму (Global Olympic Auditorium). На этой арене первый Батл-Роял состоялся 23 мая 1969 года. Интересно, что про это первое шоу забыли так же быстро, как и про сент-луисский Роял Рамбл WWF.
Настоящий бум начался 16 января 1970 года. То шоу породило мощную и интересную традицию проведения матча и шоу, которым предшествовали несколько крайне интересных и насыщенных недель.
Матч получил гиммик всемирного. В нем могли принять участия рестлеры со всего света, каждый из которых вносил взнос в размере 500 долларов. Но лишь 22 получали приглашение принять участие в матче и сорвать банк — 11 тысяч долларов. Промоутеры Майк ЛеБелл (и Рой Шайр) заявляли, что они получали сотни заявлений и просьб о принятии в матч. Идея выиграть за один день сумму, которая превышает заработок многих за год, была интересна и будоражила умы фанатов. Естественно, состав участников объявлялся не сразу. Обычно кард следующего крупного шоу заявлялся на первом же ТВ-шоу после предыдущего — для того, чтобы лучше его подготовить. Тут все было иначе. В первую неделю объявляли дай бог если человек семь. Причем среди них были исключительно топовые имена. Шайр и ЛеБелл как пить дать изучали психологию, потому что для тех времен это было прорывом и инновацией. И целю неделю — на протяжении месяца — фанаты сидели буквально на иголках, ожидая анонсы имен следующих участников. Все это сопровождалось ТВ-шоу, на которых мидкардеры читали пафосные или жалкие промо о том, как сильно они хотят участвовать в матче, о том, что они отправили свои деньги промоутеру и надеются на положительный исход дела.
Шоу имело статус Супербоула. В те дни разделение на фэйсов и хилов было очень жестким. Хорошие и плохие парни бились только друг против друга. И лишь перед Батл-Роялом все мешалось. Командные напарники ругались между собой, хорошие парни оскорбляли друг друга. Оно и не секрет — каждый сам за себя. А на кону привлекательная сумма в 11 тысяч. Постепенно, кстати, разные промоушны стали увеличивать сумму приза. Так в AWA за победу давали 100 тысяч. А в конце 80х уже даже миллион — как бы глупо это ни звучало. Для большинства фанатов призовой фонд всегда составлял те самые 11 тысяч.
Суммарный статус участников данного матча зашкаливал. Ни одно другое шоу не собирало такого количества звезд. Фанатов не особо интересовало, почему пара-тройка оставшихся свободных мест отдавали местным мидкардерам, а не суперзвездам с другого побережья, а то и с другого континента.
Отдельного разговора достойны речи будущих и возможных участников — о том, на что они потратят деньги. Тут дело доходило максимально далеко — расизм, сексизм, — в ход шли самые дешевые штуки, чтобы получить внимание или ненависть фанатов. Рестелры в гиммике нацистов заявляли, что откроют университет для обучения нацизму детей (11 тысяч за университет, угу). Японцы заявляли о намерениях накупить рисовые плантации у себя в Японии. Индейцы говорили о помощи своему народу. Одна из самых известных и популярных заявок исходила от Фредди Блэсси, который представлял из себя фэйса. Он сказал, что поначалу он оплатил участие для местной звезды Рубена Хуареса. Однако тот по причине болезни не может участвовать в шоу, поэтому Блэсси направляется в бой, чтобы победить, а половину выигранного призового фонда передать Хуаресу и его семье, которым ко всему прочему еще и нужны деньги. Естественно, латиноамериканские фанаты, которых в Калифорнии всегда было большинство, вознесли Блэсси до небес. А когда его враг «Разрушитель» Дик Бейер одержал победу, он стал втройне более ненавистным.
В 1970м году победил и в один момент стал супер-героем Рокки Джонсон. Он выиграл матч, последним выбросив супер-злодея по имени Орегонский Дровосек.
Особую популярность шоу придавало участие популярнейшего фотографа Тео Эрета, работавшего, в частности, в журналах Стэнли Вестона и для нескольких японских журналов. На северо-западе, в Японии смотрели фотографии куч из тел рестлеров и фантазия читателей делала свое дело (Кстати говоря, сложно сказать, когда батл-роялы появились в Японии. В 80е такие матчи стали традицией для AJPW, правда там они всегда были на редкость паршивыми — как уже было сказано, букинг батл-рояла — это очень сложное дело!). Весьма популярным был спот при участии огромного Хайстэкса Калхауна (а позже Гиганта Андре), которые проводили какому-нибудь заезжему тощему парню сплэш, после чего на них сверху напрыгивали еще человек десять и рефери отсчитывал удержание. А через пару дней на ТВ-шоу комментаторы говорили, что тот тощий парень получил перелом спины, ребер и выбыл из строя на несколько месяцев. В Сан Франциско через неделю после Батл-Рояла комментатор Хэнк Реннер сделал традицией зачитывать длиннющий список травм, полученных во время матча. Идея была ясна: матч жестокий, важный и интересный. Фанаты слушали Реннера едва ли не внимательнее, чем в любом другом репортаже. Одним словом, в начале 70х годов Батл-Роял стал январской традицией в Лос-Анджелесе. Но подготовка к нему начиналась с ноября.
Шоу становилось все популярнее и популярнее. Но интересно, что два года (1970 и 1971) Шайр его не проводил.. В 1972 популярность взлетела на космическую высоту. В Лос Анджелес приехал ни много ни мало Чемпион WWWF Бруно Саммартино — герой с обложек, самый популярный рестлер той эпохи! Он и победил, задушив в «Медвежьих объятьях» Риппера Коллинза. То шоу, кстати, стало одним из первых шоу рестлинга, Показанных по системе CCTV — в нескольких близрасположенных кинотеатрах. А через неделю Шайр собрал в Cow Palace первый полноценный аншлаг за долгие годы, когда победа досталась Стивенсу, последним элиминировавшему Паттерсона! Пэт, кстати, регулярно приезжавший в Лос Анджелес на эти матчи, всегда считался фаворитом, однако победил в первый раз лишь в 1975 году.
Вся соль ранних Батл-Роялов была в том, чтобы на ринге были огромные рестлеры. Звездой первого стал весьма популярный исполнитель своего времени Хайстэкс Калхаун — тогда объявляли, что он весил больше 270 килограммов. На самом деле, он весил 200-220 кг, но кого это волновало? Также объявляли, что он никогда не был удержан! В принципе, подобную штуку потом проделывали и с Андре. Только умножали все на два. Кстати, именно Андре придала Батл-Роялам бешеную популярность на общенациональном уровне. Среди других звез-тяжеловесов были Джерри Флетчер (Человек-Гора Майк, Крис Тэйлор, Эрни Лэдд).
Естественно, гиммик пытались «улучшить». Самым известным новшеством стали бои с двумя рингами. Неизвестно, где такой матч провели впервые, однако особо популярны такие матчи были в Хьюстоне, в промоушне Пола Боша. Суть была в том, чтобы выбросить рестлера с одного ринга на другой, а затем и с другого. Побеждал или тот, кто остался единственным «живым», или же победитель определялся в результате матча между победителями двух рингов.
Вообще же в обиход промоушнов такие матчи вошли с середины 70х. В AWA — с середины 70х. В WWWF — чуть позже. Батл-роялы были весьма популярны, однако в AWA бои были быстрее, менее жестокими и не такими запоминающимися. В WWWF победителю даровался титульный матч. И обычно такой матч ставили в кард, если в карде не было сильного претендента: Батл-роял все равно обеспечивал «явку», даже если в матче за Чемпионский титул бился мидкардер. В WWWF Батл-роялы частенько ставили в самое начало. Эта традиция началась еще с Сан Франциско, но это было не очень понятно, поскольку последующий кард оказывался существенно слабее, чем оупенер. Иногда Батл-роял производил эдакую «жеребьевку», составляя дальнейший кард шоу: первый выбывший из матча получал в противники второго выбывшего, третий потом бился с четвертым итд.
Стоит понимать, что в WWWF/WWF Батл-Роялы пришли достаточно поздно. А уж в большие города восточного побережья — еще позже. Первый батл-роял в Мэдисон Сквер Гардене состоялся 4 июня 1979 года — причем это было уже намного позже того, как матч стал популярен по всей стране. И знаете, кто победил?
Попробуйте угадать.
Нет?
В первом Батл-рояле в Мэдисон Сквер Гардене победил некто Великий Хоссейн. Он получил право на титульный матч против Боба Бэклунда на том же шоу, но проиграл. Кстати, в очень неплохом бое.
И кто бы мог подумать, что пройдут пять лет и американский герой Бэклунд проиграет Чемпионство WWF именно Хоссейну, который сменит имя на существенно более популярное — Железный Шейх.
К сожалению, со временем Батл-роялы теряли свой статус культовых боев. В Калифорнии до последнего к ним относились максимально бережно, матчи длились дольше 30 минут. В большинстве же других территорий со временем матчи стали получать комедийную окраску. Причем, что более неприятно, ПЛОХУЮ комедийность. Несмотря на это матчи были «денежными» вплоть до середины 80х. А в Калифорнии это были традиционно самые денежные шоу года.
С 1973 года матчи в Лос Анджелесе записывали, а затем через несколько недель демонстрировали на ТВ — этого никогда не делали для шоу, проходивших в городе! Трансляция шла по Spanish International Network, имевшей аффилированные станции по всей стране! Интересно, что именно это стало одним из залогов того, что матч должен был длиться под 45 минут — как раз на полноценный час эфира. Впрочем, как и большинство записей тех лет, пленки с Батл-роялами, скорее всего, утеряны. Да и промоутер Рой Шайр редко озадачивался записью своих шоу. Хотя на ютубе можно отыскать финиш Батл-рояла 1978 года, где Дон Мурако одерживает победу в матче.
Что сказать, со временем Калифорнийские территории стремительно теряли популярность. Конец 70х поставил их на грань вымирания, а начало 80х окончательно добила. Но даже в самые сложные дни Батл-роялы по-прежнему собирали внушительные суммы — и фанатов, и денег! В 1976 году В Лос Анджелесе даже провели второй — Летний Батл-Роял! Заключительный Батл-Роял в Сан Франциско был проведен в январе 1981 года. Победа досталась Пэту Паттерсону, последним элиминировавшему Дика Слэйтера. Увы, это было последним шоу вообще, которое промоутировал Шайр. Большинство промоушнов завершают свою жизнь в забвении и неизвестности, но Шайру удалось внушительно грохнуть дверью. То шоу стало одним из самых денежных калифорнийских шоу за несколько лет. Увы, Рой ничего не мог поделать с экспансией сначала AWA, а затем и Крокетта с Макмэном.
Кстати о Крокетте. Именно NWA вроде как оказывали поддержку Шайру в Калифорнии. И соответственно именно от Крокетта должна была бы исходить помощь, когда Верн Ганье запустил плотные северные щупальца на юго-запад. Однако помощи не последовало. В результате дела пошли совсем плохо. Шайр гордо отказался продавать свой промоушн группе весьма небедных инвесторов. Центр юго-западного рестлинга переместился в Техас (Даллас, Амарильо), а Роб закрыл промоушн, отказавшись помогать NWA, которому тогда помощь очень бы не помешала. О чем говорить, если Крокетт через несколько лет попытался сохранить лицо, объединившись с Ганье. Впрочем, Верна он предал еще более подло, чем сделал это с Шайром.
Кстати, в 1988м году Крокетту то предательство с Батл-Роялами отозвалось. И по иронии судьбы, отозвалось тоже историей с массовыми матчами на выбывание. Об этом вы могли прочитать вчера.
Надо сказать, что 80е годы принесли свой гиммиковый матч, захвативший умы фанатов. Это был матч в клетке! Известный выдумщик Дасти Роудс попытался видоизменить Батл-роял, к которому питал особые чувства, привнеся в него использование посторонних предметов. Небезызвестный Bunkhouse Stampede, ставший его фишкой, некоторое время был вполне интересен и популярен. Однако эта популярность продлилась всего пару лет.
В 1986 году пробный камень по выводу Батл-роялы на серьезный уровень предпринял Винс Макмэн младший. На WrestleMania II состоялся самый известный, самый популярный и до жути раскрученный матч по данным правилам. Дело было в Чикаго на Хорайзон-Арене (ныне именующейся Allstate Arena). Макмэн раскручивал свою «экстраваганзу» как мог. На то шоу были приглашены несколько футболистов, среди которых даже были бывшие рестлеры — Эрни Холмс, Харви Мартин, Расс Фрэнсис. Но главными заманухами были Дик Буткус, судивший матч и «Морозильник» Уильям Перри. Успех был совершенно бешеный. Андре, выигравший тот матч, получил признание и со стороны спортивной прессы — настолько внушительно он смотрелся рядом с не-маленьким Морозильником.
С появлением отдельного ТВ, а затем и PPV-шоу, матчи по правилам Батл-роялов потеряли свою уникальность. Сегодня батл-роялом уже никого не удивишь. Не говоря о том, что искусство красиво, оригинально и интересно собирать этот матч почило в бозе вскоре после того, как Рой Шайр забросил рестлинг — ныне основные тренды повторяются из года в год: «комедийный спот», «гигант разбрасывает малышей», «несколько малышей выбрасывают гиганта». Предсказать победителя (или 2-3 человек, которые скорее всего победят) уже не составляет серьезной проблемы.
И все равно раз в год, какова бы ни была ситуация в промоушне, какими бы высокими или низкими были рейтинги, Royal Rumble все еще безумно популярен хотя бы одним фактом своего проведения.
И проходит это шоу обычно в конце января — словно бы отдавая дань той калифорнийской традиции, которая популяризировала массовый матч на выбывание. Так что давайте в преддверии одного из самых любимых PPV отдадим и мы должное замечательным калифорнийским промоутерам Майку ЛеБеллу и особенно Рою Шайру, благодаря которым такие матчи стали известными и популярными.
Победители Батл-роялов в Сан Франциско
1968 — Бил Миллер
1969 — Рэй Стивенс
1970 — не проводился
1971 — не проводился
1972 — Рэй Стивенс
1973 — Великий Мефисто
1974 — Питер Майвия
1975 — Пэт Паттерсон
1976 — Мистер Фуджи
1977 — Гигант Андре
1978 — Дон Мурако
1979 — Рон Старр
1980 — Рэй Стивенс
1981 — Пэт Паттерсон